Присадки к маслу: антикоррозийные




Антикоррозийные присадки получили широкое распространение с использованием сернистых топлив. Если при сжигании малосернистых топлив коррозия деталей может осуществляться только за счет продуктов окисления масел (органические кислоты), то при применении сернистых и высокосернистых топлив основная коррозия деталей происходит за счет окислов серы, образующихся при сгорании топлива.

Все антикоррозийные присадки можно разделить на две группы. К первой относятся органические соединения, в состав которых входят сера или фосфор. Действие этих присадок основано на создании на поверхностях металла защитных пленок, предохраняющих детали от коррозии.

В процессе работы масла в двигателе образующиеся продукты его окисления (органические кислоты, фенолы, соли) разрушают и смывают защитную пленку. Чем больше продуктов окисления и чем выше температуры (более 150°), тем сильнее идет разрушение и удаление пленки. При наличии в масле достаточного количества антикоррозийной присадки разрушенная пленка восстанавливается вновь. Эти процессы разрушения и восстановления протекают одновременно, пока в масле содержится активная не сработавшая часть присадки. Лучшими являются такие присадки, которые образуют прочный защитный слой на поверхности металла, не проникая в его глубину.

Ко второй группе относятся присадки, которые способны нейтрализовать агрессивные продукты, образующиеся при сгорании сернистого топлива, а также низкомолекулярные кислоты – продукты окисления масла в двигателе.

Наиболее эффективным нейтрализующим действием обладают присадки, в состав которых входят алкилфеноляты щелочных и щелочноземельных металлов. В результате реакций этих металлов с кислыми продуктами сгорания сернистого топлива образуются сернокислые соли металлов, выпадающие из масла в осадок. Чем выше процент содержания серы в топливе, на котором работает двигатель, тем больше образуется солей и тем больше должен быть расход присадки, тем больше должна быть концентрация присадки в масле.